Депутаты Госдумы вышли на обещанный путь защиты церкви. На заседании во вторник они приняли заявление "О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации". Документ превозносит роль религии в обществе, осуждает осквернение святынь, однако сам по себе носит декларативный характер. Но это заявление – прелюдия к принятию поправок, которые сделают нападки на религию уголовным преступлением. По информации "Фонтанки", проект уже почти готов и в пятницу будет внесён в Думу.
Заявление "О защите религиозных чувств граждан Российской Федерации", принятое на дневном заседании нижней палаты парламента во вторник, 25 сентября, было предложено тремя фракциями – "Единой Россией", ЛДПР и КПРФ. От эсеров в его подготовке участвовала депутат Елена Мизулина, известная, в частности, своими заявлениями о "педофильском лобби" в Википедии.
Защищать религию взялась почти вся палата: соответствующее постановление одобрили 414 голосов.
Текст документа можно условно разделить на три части. В первой депутаты заявляют, что "современная демократическая Россия продолжает вековые традиции российской государственности", что "во времена драматических испытаний", "в периоды чужеземного гнета, смут, войн, ослабления державы" религии (разные, перечислены. — Прим. ред.) выступали "хранителями идей национального суверенитета, духовной и культурной идентичности". И теперь они (религии) "выполняют важные задачи по сохранению духовного и культурного наследия России…". Дальше – можно догадаться.
Вторая часть документа напоминает, что в последнее время имели место случаи оскорбления религиозных чувств граждан, теракты на почве веры, насилие и убийства. Сами случаи в заявлении не перечисляются, но в этом и нужды нет – история с видеороликом на Youtube и "дело Pussy Riot" в памяти свежи.
Наконец, депутаты "решительно осуждают" преступные действия и обещают дать отпор "деструктивным силам, восхваляющим антирелигиозный экстремизм, вандализм и хулиганство". Обращаются ко всем политикам страны, к СМИ, к органам госвласти и партиям, иными словами – ко всем. Чтобы не допустить гонений, объединить усилия… И так далее.
– Те события, которые происходят в стране и на Ближнем Востоке, должны заставить нас с огромным уважением относиться к религиозным чувствам граждан, – объясняет "Фонтанке" позицию коллег глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьёв. – Мы видим, что любые попытки затронуть их приводят к катастрофам.
Эта декларация в защиту религий будет направлена президенту и премьер-министру и фактически является прелюдией к законопроекту, предусматривающему появление в Уголовном кодексе новой статьи - «За оскорбление чувств верующих». Как сообщил "Фонтанке" Соловьев, соответствующий документ планируется внести на рассмотрение нижней палаты парламента уже на этой неделе.
Озвучить содержание законопроекта поправок в УК депутаты пока отказываются. По словам одного из авторов - председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, члена фракции ЛДПР Ярослава Нилова, документ в настоящее время дорабатывается, а потому говорить о формулировках и санкциях преждевременно. Единственное, в чем нет сомнений у парламентариев, - это в целесообразности.
– Мы считаем эту меру необходимой, так как нарушается спокойствие государства, государству брошен вызов, – заявил Нилов "Фонтанке". – Все те антирелигиозные выпады, которые мы наблюдаем последнее время, приведут к хаосу. Теракт на Северном Кавказе с нападением на муфтия был спланирован, и там специально в качестве террористки была выбрана русская женщина. А все эти крестоповалы!
Политолог Борис Макаренко считает, что в целом защищать чувства верующих – не вредно. Другое дело, что надо для начала понять, кто такие верующие и как их чувства оскорбляются.
– Если формулировки будут юридически некорректны, то на местах правоприменение всегда будет с перегибом в одну, ясно какую, сторону, – полагает он. – Самое главное, что должно быть прописано в этой статье, – это то, что не является оскорблением религиозных чувств. А именно – атеистическая позиция, атеистическая пропаганда, критика духовных лиц, их общественно-политических взглядов, разного рода научно-публицистические материалы, сфера искусства.
С политологом согласны юристы.
– Закон должен быть очень чётким, ясным, содержать формулировки, которые не предполагают двусмысленных толкований, – говорит адвокат Сергей Афанасьев. – Это не всегда удаётся, потому что все – люди, законы пишутся по-разному. Поэтому практика сама вырабатывает понимание того или иного термина. Как правило, точку в таких ситуациях ставит пленум Верховного суда, который издаёт постановления с толкованиями терминов, вызвавших неоднозначную трактовку на практике.
Но, продолжает адвокат, хоть статья 5.26 КоАП (об оскорблении чувств верующих) давно существует, она применялась редко – если вообще применялась, и никто в Верховный суд за разъяснениями не обращался.
По мнению судьи Конституционного суда в отставке Тамары Морщаковой, за трактовкой понятия "верующие" депутаты могли бы обратиться к теологам.
– Вопрос о терминологии в законе, если он касается специальных понятий, это та область, где экспертами выступают специалисты определённой науки, – полагает она. – По отношению к такому понятию, как верующие, очевидно, такими специалистами являются теологи, представители религиозной науки. Но если в религиозной науке нет такого чёткого понятия, как верующий, тогда это становится проблемой уже и для юристов.
Беда в том, что и в религиозной науке не у всех готово толкование термина.
– Само слово "верующий" своей неопределённостью вызывает у меня глубокое неприятие, – говорит профессор Духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов. – Строго говоря, вера – естественная потребность человеческой души, и каждый человек – верующий. Поэтому "верующий" – это одно из самых расплывчатых понятий. И, как мне кажется, в законе оно не должно фигурировать. Расплывчатая терминология в законе тем и опасна, что позволяет законом злоупотребить.
По мнению священника, оперировать можно было бы таким, например, понятием, как православный христианин (применительно к православной конфессии). Но тогда претендующему на роль оскорблённого придётся доказывать, что он – действительно христианин.
– Православным христианином является не просто человек, крещёный в Русской православной церкви, а тот, кто хотя бы раз в год причащается, – объясняет протоиерей Митрофанов. – Есть такое чёткое понятие: "практикующий христианин". Он связан с конкретным храмом, с какой-то приходской общиной, он исповедует то, что заповедовал Христос. Вот вам и с богословской, и с канонической, и с правовой точки зрения определение того, кто является православным христианином.
Священник, кроме того, добавляет, что защищены должны быть чувства не только людей религиозных, но и атеистов.
– Атеизм – это тоже мировоззрение, продуманное отрицание бога, и оно доступно, как мне кажется, очень немногим, – полагает Георгий Митрофанов. – Большинство людей, на самом деле, даже не верующие во Христа, не атеисты, а безбожники – у них есть свои идолы, которые занимают у них место Бога. Так что говорить об оскорблении чувств атеистов, наверное, можно. Например – когда атеистов будут заставлять молиться, заставлять креститься, приступать к церковным таинствам.
С тем, что чувства неверующих тоже нуждаются в защите, согласен и депутат-коммунист Вадим Соловьёв.
– Мне кажется атеизм – это тоже своего рода вера, так называемая вера в неверие, по моему мнению, их тоже должен защищать закон, – отметил он в разговоре с "Фонтанкой".
Журналист, международный обозреватель Леонид Млечин считает, что будущий закон станет не столько защищать верующих, сколько наказывать неугодных.
– Мне представляется, что это – часть такого общего идеологически-силового поворота, который сейчас происходит в стране, когда освобождены все силы, которые хотят наказывать и запрещать, – рассуждает он в разговоре с "Фонтанкой". – И это грустная ситуация, потому что запретами и наказаниями страна вперёд не двигается. А если все силы власти сосредоточены только на этом, тогда это свидетельствует о бедственном положении нашей страны. Такие события у нас происходили – всякого рода идеологические кампании, и за ними всегда стоял личный, шкурный интерес очень среднего, серого чиновника, который освобождал себе дорогу. Это, на самом деле, сейчас и происходит, это главный движущий мотив этой идеологической кампании.
Своё мнение Леонид Млечин объясняет очень просто: верующим защита не требуется, их никто не обижает.
– Защищать верующих в нашей стране уже не надо, – продолжает он. – После крушения советской власти у нас к верующим, слава тебе, господи, относятся очень хорошо. Верующие у нас, к счастью, не подвергаются никаким оскорблениям, и это огромное завоевание постсоветского периода. А то, что вызывает раздражение, – это нормальные высказывания о чиновничьем аппарате церкви, о каких-то отдельных священнослужителях, не вызывающих симпатии. Это нормальная вещь, и она совершенно не означает атаки на религию и на веру.
У экс-депутата и журналиста Александра Невзорова – другой взгляд на вопрос об оскорблениях.
– Когда-то верующих оскорбила теория Коперника, – напоминает он. – Чуть позже их оскорбили Дарвин и изобретатели электричества. Когда изобрели рентген – они тоже были ужасно оскорблены. Они громили первые книгопечатные мастерские, они изгнали Ивана Фёдорова, разгромили его типографию в Москве. Всё, что мы считаем достижениями человечества, когда-то оскорбляло верующих.
Но возможно и такое, что депутатская забота нацелена вовсе не на защиту чьих-то чувств. У государства с церковью, вопреки общему мнению, отношения отнюдь не сиропные: одной рукой вроде бы защищая религию, другой оно покушается на её землю. Готовит поправки в закон, которые заставят религиозные организации платить за землю под храмами по вполне рыночным ставкам.
Поэтому, видимо, возникает и такая точка зрения: идея думцев – что-то вроде попытки постфактум узаконить приговор по делу Pussy Riot, которое они никак забыть не могут. Мы помним, как процесс изобиловал описаниями оскорблённых чувств посетителей храма. Но проступок девушек подпадал только под административный кодекс (статья 5.26 КоАП РФ, штраф 1000 рублей. — Прим. ред.), а посадили их за уголовное преступление. Поэтому, считают юристы, государство торопится криминализовать статью – перенести её в Уголовный кодекс.
Последствия Александр Невзоров сравнивает с детонатором, причём взрыв затронет и верующих, и неверующих.
– Как атеист, я в полном восторге от этой идеи, – приветствует он инициативу думцев. – Найден рецепт, который уже один раз убил больного. И именно этот рецепт претворяется в жизнь. Это лишний раз доказывает, что в России религия может быть только насильственной. Такая, каким было православие до 1917 года. Все представляют его себе очень стерилизовано, неверно, не понимая, что только режим жесточайшего свирепого принуждения обеспечивал этому православию какую-то доминацию. Но мы знаем, чем это закончилось. И мы знаем, какова была сила народной ненависти в 1917 году в результате. А то, что происходит сейчас, – подтверждение того, что никакой самостоятельной ценности, кроме как инструмент воздействия, управления, насилия, религия не имеет. Этот закон – свидетельство того, что на любую интеллектуальную полемику о теории и практике религии, религия неспособна. Обеспечить себе существование она может только насильственными мерами.
Как подчеркнул в разговоре с «Фонтанкой» Ярослав Нилов, вносить законопроект в Госдуму предполагается всеми представленными фракциями. Однако такое заявление, как выяснилось, несколько самонадеянно.
– В стране, где нет независимых судей, зачем давать дополнительный инструмент для осуждения политических противников? – высказал свое мнение «Фонтанке» депутат-эсер Дмитрий Гудков, – Я против таких запретов и ужесточений, под такие нормы будут попадать все неугодные.
Тем не менее, полагает политолог Борис Макаренко, закон будет внесён, а потом и принят.
– Сейчас происходит защита прав и интересов конкретной группы лиц – православных, – объясняет он. – Причина этого – произошедший политический кризис. Сейчас политическое большинство пытается идти по пути традиционному, реакционным путем, я думаю, что думская оппозиция побоится идти против официального курса и согласится на поправки.
Ирина Тумакова,
Кристина Волобуева,
«Фонтанка.ру»